Заметка об истории деревянного особняка, известного как «Погодинская изба» (находится по адресу: Москва, ул. Погодинская, дом 12А).
Опубликована в Информационном вестнике ВООПИиК, No 3, 1990. Рубрика «Тревожный сигнал».
Моя первая публикация. К сожалению, вышла в свет с ошибочной подписью — Н.Визжилин.
Дата размещения на сайте: лето 2001 года. Обновлен дизайн в мае 2007.
Посещений:
|
Борис Николаевич Визжилин
Грустная история
«Нет в Москве ни единого из старых, ни молодых коренных обывателей, кто бы не знал на Девичьем поле длинного тенистого сада, русской избы и дома под зеленой крышей, кто бы не сказал, что это оседлость Михаила Петровича Погодина», сказал на полувековом юбилее научной работы профессора Московский градоначальник А. П. Ляпин в 1872 году.
Справедливы ли эти слова сегодня? Вряд ли. За 100 с лишним лет, что отделяют нас от того вечера, многое изменилось. И в наше время далеко не все москвичи знают, что еще существует Погодинская изба.
Давно уже не издается «Москвитянин», редактором которого на протяжении многих лет был Михаил Петрович. Нет уже необъятного взору пространства свежей зелени Девичьего поля. Исчез и тенистый сад у дома, а прах известного историка давно уже покоится на старом Новодевичьем кладбище. Но осталась улица, названная его именем.
Дом No 12 по Погодинской улице и есть знаменитая «русская изба».
К сожалению, это все, что осталось от усадьбы, главный особняк которой, выкупленный Погодиным у князя Щербатова, был разрушен в 1941 году при налете гитлеровской авиации. Этот старинный дом описан в романе Льва Толстого «Война и мир». Здесь бывали П. А. Вяземский, братья Киреевские, К.С. Аксаков, А. С. Хомяков и многие другие знаменитости, дружившие с Погодиным. Бывая в Москве, здесь жил Николай Васильевич Гоголь. Матушка Погодина считала Гоголя удивительным человеком и за веселый нрав звала его «тальянцем».
В то время не было громад цвета придорожного песка, закрывших ныне Новодевичий монастырь. На том месте, где сейчас Пироговская больница, на масленицу и на пасху ставились балаганы, и в одном из них зазывал народ Ефим Макариевич, известный по рассказу В. А. Гиляровского «Сухаревка». Веселились москвичи рядом с усадьбой Погодина…
Поначалу изба вызывала удивление москвичей своим необычным для столицы той поры крестьянским обличием, строились догадки о ее предназначении, но со временем, когда в России получил широкое распространение новорусский стиль, стало ясно, что, по существу, первым примером такой застройки стала Погодинская изба. С нее начался новый период русской архитектуры, многочисленные образцы которого вошли во все хрестоматии по отечественному градостроительству.
В 1972 году был воссоздан первоначальный вид этого дома. Реставрация была проведена на средства Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, и вслед за этим в Погодинской избе разместилось Ленинское районное отделение ВООПИиК города Москвы. Еще 23 года назад в этот дом заходили москвичи, чтобы послушать интересную лекцию или звуки старинного рояля. Сейчас же и это невозможно, потому что на дверях висит замок и на вопрос случайного посетителя сонная старушка нехотя отвечает, что дом ремонтируется. Долго ли будет продолжаться этот ремонт, и не потребуется ли через некоторое время, как в 1972 году, реставрировать избу, никто не знает. А пока никому нет дела до небольшого деревянного дома на Девичьем поле.
Такова, увы, типичная для многих московских памятников, судьба Погодинской избы. А сколько еще домов с не менее интересной историей не замечаем мы в навязчивой суете повседневности…
|
|